Педагоги в учреждениях образования Беларуси готовы работать дистанционно

0
350

Вопрос дистанционного обучения школьников и студентов очень остро стоит в нынешних эпидемиологических условиях. Пока вузы ищут возможность снизить число необязательных контактов для учащихся, а школьники отбывают третью неделю каникул. О том, каковы возможности учреждений образования Беларуси, рассказали специалисты в рамках онлайн-конференции «Организация учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий» в пресс-центре БЕЛТА. Сообщает mlyn.by

Школы

Минобразования готово к различным вариантам, решение по дальнейшей организации образовательного процесса будет принято в ближайшее время с учетом всех рекомендаций Минздрава. Конкретное решение будет принято в ближайшее время. Об этом заявила начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова.

«Если получится, что часть учащихся будет сидеть за партой и получать знания в школе, а часть будет переведена на индивидуальный учебный план и для них будет предусмотрено сопровождение педагога, то нагрузка на учителя возрастет, — пояснила она. — Сегодня Министерство образования предусматривает возможность дополнительной доплаты учителям, которые будут задействованы в информационном сопровождении учащихся, обучающихся на удаленке».

По словам представителя Минобразования, относительно этого уже есть предварительная договоренность с Министерством финансов. О том, какие это будут доплаты и как они будут вводиться, можно будет конкретно говорить, когда будет принят соответствующий нормативно-правовой документ.

В части того, какие школьные предметы можно или нельзя преподавать дистанционно, специалист высказалась позитивно.

«Мы сейчас говорим, что в принципе, все возможно, — отметила Ирина Каржова. — Даже обсуждали физкультуру, что есть возможность обучаться удаленно. Опять же, обращаем внимание: это началось не сегодня и не вчера. Учителя и учреждения образования к этому готовы и уже работали в этом направлении на протяжении определенного промежутка времени. Поэтому вопросов быть не должно — с учетом специфики конкретного учреждения образования, конкретного ребенка, конкретного учителя».

Как пояснила представитель ведомства, около 40% учащихся готовы сесть за парту и продолжить обучение в четвертой четверти. При этом для учащихся, которые по заявлению родителей не придут в школы, рассматривается возможность организации образовательного процесса с использованием информационных технологий.

«Более 90% учреждений образования имеют скоростной интернет, более 85% технически готовы сегодня начать обучение удаленно. У нас более 85% учителей готовы начать образовательный процесс с использованием информационных технологий. И более 75% учащихся готовы начать обучение удаленно», — пояснила специалист.

Для тех, кто придет в школу и сядет за парты, готовы начать обычный образовательный процесс очно, в традиционном режиме. Министерство образования совместно с Национальным институтом образования в помощь учителю откорректировало календарно-тематическое планирование, чтобы завершить учебный год в установленные сроки и провести аттестацию учащихся.

«Тех, кто не готов приступить к занятиям очно, предлагаем перевести на индивидуальный учебный план, — сказала Ирина Каржова. — Особенность будет заключаться в том, что при переводе на индивидуальный учебный план будет обеспечено сопровождение обучения учителем».

В качестве каналов взаимодействия предполагается использовать электронную почту, сайт учреждения образования, мессенджеры — конкретный выберет само учреждение образования в зависимости от специфики, возможностей и технического оснащения. Все рекомендации по обучению с использованием информационных технологий разрабатываются с учетом складывающейся обстановки.

Педагоги в учреждениях образования Беларуси готовы работать дистанционно

Как будут оценивать знания учеников на «дистанционке»

Применительно к школе сейчас корректней говорить об организации самостоятельного освоения учебного материала. Такое мнение высказала директор Национального института образования Валентина Гинчук.

«Именно учитель и администрация учреждения образования определяют механизм взаимодействия с учащимися, которые будут учиться удаленно, определяют платформу, на которой будет организовано обучение, — сказала она. — Мы бы рекомендовали в качестве платформы использовать в первую очередь сайт учреждения образования, но, повторюсь, подготовлены перечни и других сервисов, которые можно использовать».

Что касается контроля знаний, рекомендованы некоторые сервисы, которые можно использовать для организации обратной связи. Предполагается, что учитель будет консультировать учащихся по поводу затруднений, возникающих в процессе самостоятельного изучения материала.

«Именно учитель определяет, в каком формате необходимо предоставить выполненные задания, которые он предложил для самостоятельной работы. И эти задания будут оценены», — резюмировала Валентина Гинчук.

«Четвертная оценка будет выставлена с учетом тех отметок, которые ребенок получит за выполненные задания, — добавила Ирина Каржова. — По итогам уже всех четвертей будет выставлена годовая отметка, то есть здесь вопросов тоже быть не должно».

Учитель может в виде тестов, различных проверочных работ отправить задание ребенку. А если он выполнит все задания на 10, пусть даже с помощью родителей, педагоги за него только порадуются. «Вы представляете: ребенок, находясь дома, изучит материал, откроет учебник, посмотрит прикрепленные файлы, выполнит тест. Замечательно. Мы только порадуемся за такого ребенка и поставим ему заслуженную отметку», — поделилась мнением директор ГУО «Средняя школа № 51 г. Минска» Галина Черник.

Вузы

Сегодня в Беларуси 99% всех учреждений образования имеют доступ в интернет. К использованию информационно-коммуникационных технологий готовы 85% педагогов, не считая учителей информатики. Об этом рассказала первый заместитель министра образования Беларуси Ирина Старовойтова.

«В прошлом году был реализован проект «Цифровой университет», — напомнила она. — Он стартовал в БГУИР, далее буквально через полгода подключились еще шесть вузов, а позже еще шесть. В университетах есть электронные платформы и цифровые сервисы, которые позволяют организовывать интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов».

Надо понимать, что работа в онлайн-пространстве предполагает большую самостоятельную работу, индивидуализацию процесса, отметила первый заместитель министра. В помощь студентам некоторые вузы предоставляют доступ к репозиториям библиотек, что дает возможность использовать в работе электронные форматы монографий, статей, книг и самостоятельно работать над изучением тем.

При этом преподавание с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) трудоемко. Потому что та детализация, которую преподаватель проговаривает во время работы, должна в письменном виде содержаться во введении к дисциплине.

«Что касается занятий и дисциплин, которые требуют высокой степени практикоориентированности (работа в лабораториях, научные изыскания с использованием оборудования), то, наверное, на данном этапе рациональность такой работы сводится к нулю. В существующих условиях мы рекомендуем вносить изменения в учебные планы и перенести эти работы на более поздний срок», — пояснила Ирина Старовойтова.

 

Источник: mlyn.by